+7 928 633-90-40 info@prodvizhenie26.ru

Те, кого видели танцующими,

казались безумными тем,

кто не мог слышать музыку

 

Фридрих Ницше

 

 

Одна моя знакомая (она не занимается танцами) недавно спросила меня:

«Уверена ли я, что  танец нужен современным людям?»

Конечно, я с ходу ответила: «Танец был, есть и будет. Он часть нашей природы и почти наверняка будет существовать, пока существует человечество». 

Однако, я долго не могла понять, почему вообще она задала такой странный, на мой взгляд, вопрос.  Мне вдруг очень захотелось осмыслить эти тревожные предпосылки. Как можно было поставить под сомнение существование этого невероятного феномена.(от греч. явление данное в чувственном созерцании. - Прим. автора)? 

В своей работе «Рождение трагедии из духа музыки»,  Фридрих Ницше дает важное объяснение природе танца и музыки. Разделяя природу искусства, он говорит о двух противоборствующих началах: аполлоническое и диониссийское.

Первое названо по имени Бога Аполлона, который считался покровителем искусств и наук. Главными аполлоническими искусствами считались скульптура, поэзия и архитектура.

А наряду с гармоничным аполлоническим началом есть чувственное – диониссийское. Стихия Диониса – музыка и танец – древнее и свободное искусство.

Два эти начала находятся в неразрывной связи и вместе с тем в непрерывной борьбе. Однако, в европейской культуре, начиная с Сократа, начался перекос в сторону аполлонического. Рациональное мировоззрение уничтожило иррациональное Диониссийское начало и равновесие было нарушено. 

photo1660894133

Но мы знаем, что танец зародился задолго до возникновения классового общества, ещё на  заре человечества.  Тогда он еще не был понят как отдельное искусство и воспринимался исключительно на уровне чувств. Это естественно, ведь специфика танца как раз и состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека передаются средствами движения.

Танец выполнял очень важную функцию. Танцуя, человек общался с природой, отражая важные аспекты своей жизни.  Подражая животным и вызывая дождь – человек пытался понять сложные для него явления, выполняя ритуальные танцы перед войной или охотой, человек тренировал свое тело. Танец выстраивал коммуникацию между соседними племенами,  мужчиной и женщиной и конечно, выполнял развлекательную функцию и разгружал психику. 

mariola-grobelska-shikq2dirso-unsplash

Но если, мы обнаружили, что равновесие двух начал в последствии было нарушено в сторону рационального мировоззрения, то какое место танец занимает сегодня в нашей жизни?  На самом деле танец выполняет все те же функции: он гармонично развивает наше тело, сильно развивает навыки коммуникации, и даже по-прежнему сохранил обрядовое значение (взять например свадебный танец). Кроме того, дворянские традиции сделали танец неотъемлемой частью образовательного процесса. Ну а люди 21 века научились использовать его как лекарство и превратили танец в средство самопознания.

Получается, что в первобытном обществе, люди использовали чувственный танец, чтобы прийти к рациональному образу мысли и понять природу вокруг. А сегодня, ощутив тяготы чрезмерной рациональности,  мы пытаемся с помощью танца понять самих себя.

__1.[11]

Виктор Габриель Жильбер "БАЛ"

Итак, мы танцуем уже ни одно тысячелетие и значение танца в современном обществе, на первый взгляд, только возрастает. Однако, сегодня, более чем когда-либо, наш образ жизни противоречит природе танца. Мы живем в потоке информации, в век развитой науки и победы рационального мышления. Но, нам уже требуется специалист, чтобы разобраться в своих чувствах, понять что чувствуем мы и люди вокруг нас. Мы пытаемся развить эмоциональный интеллект (ведь даже у чувств в наш век появляется мышление) и найти себя в бесконечном мире логики и общественного мнения. Мы гораздо меньше стали доверять своим чувствам, значительно подавив интуицию. Как это повлияло на танец? 

Победившая рациональность позволила и в этой области совершить невероятный прорыв. Эволюция танца достигла своего пика, подарив нам  вершину спортивных и сценических достижений. Конечно, для развития танца как высшего и профессионального навыка, рациональный подход просто необходим. А когда мы занимаемся созерцанием такого прекрасного зрелища как хороший профессиональный танец, он тут же превращается для нас (наблюдателей) в аполлоническое искусство. Мы будем воспринимать его, как скульптуру, живопись или поэзию. Чтобы почувствовать диониссийское начало танца, нам нужно танцевать самим. 

juli-kosolapova-wdneykhg7mi-unsplash

Танец сегодня превратился в популярную профессию, однако не всем удается понять его природу. Даже находясь внутри танца, многие ощущают это искусство как аполлоническое. Доводя до совершенства свое тело, они возводят его в ранг скульптуры, идеально развивают свои физические качества, но так и не раскрывают чувственной природы танца. А ведь идеалы внешней формы будут сильно меняться в зависимости от времени. Вам может показаться смешной манера танца даже пятилетней давности. Однако, почему тогда некоторые танцоры и через 100 лет вызывают у нас восхищение. Все просто, эти люди смогли почувствовать природу танца. Свободная энергия приобрела лаконичную форму. Созерцая такой танец, Вы поймете его интуитивно,  даже если  совершенно не разбираетесь в танцах.

danielle-cerullo-3ckwunacxzc-unsplash

Но если поговорить о том, какое значение танец имеет в повседневной жизни? Он существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. Даже сравнив императорскую и советскую Россию, мы увидим, что танец всегда был синонимом отдыха, развлечения и коммуникации. Не говоря уже о том, что своей танцевальной традицией обладает любой уголок мира. Танец как и язык отличается большим разнообразием. Но между ними есть существенная разница. Язык склонен к компрессии - постепенному упрощению, чего нельзя сказать о танце. Его структура и в профессиональной и социальной среде лишь усложняется, зачастую изменяя свою природу. 

Как никогда, в 21 веке есть возможность изучать танцевальное многообразие, посещая занятия в любом возрасте. Такое решение, может подарить вам новые знакомства, улучшенное тело и уверенность в себе. Но, почему танец, а не, скажем, теннис или тренажёрный зал? У танца своя миссия и своя природа, помните об этом. Танец – древний и верный способ найти свою индивидуальность и разобраться в своих чувствах.

Но почему же при такой доступности, это так сложно сделать? 

Проблема подстерегает нас именно в нашей чрезмерной рациональности, в нашем образе жизни и мысли. Преподаватели яростно дробят танец на части, в попытке донести информацию по последнему слову методики и педагогики. Ученики в свою очередь, цепляются за отдельные куски информации: «мне надо следить за спиной», «… а мне за стопой», «музыка мешает мне сосредоточиться на движении» т.д.  

todd-trapani-2dupw3ozams-unsplash

И тут возникает замкнутый круг, который не только не приводит к результату, но дает почву для новых проблем и переживаний.  Чтобы постараться решить эту проблему, давайте разберемся с какой целью Вы приходите в танцы. 

Если Вы отдаете предпочтение аполлоническому началу и стараетесь с помощью танца идеально развить свое тело – наберитесь терпения. Это не быстрый и очень сложный процесс. Есть также вероятность, что Вы, посредством развития пропорций все же придете к пониманию чувственного начала. Но если вдруг, Вы любите танцевать, способны почувствовать настоящий экстаз, но считаете при этом что совершенствованием формы вовсе не стоит заниматься – берегитесь! Диониссийское начало как и сама природа имеет разрушительную силу. Вам стоить помнить, что аполлоническое искусство дано нам для того, чтобы мы могли обуздать эту энергию. Но, при этом, не потеряли ее. 

Можем ли мы предположить, что знаменитое «античное чудо» древней Греции, положившее начало почти всему (науке, искусству, спорту, политике, философии), что последующие эпохи лишь развивали и углубляли, нашло равновесие между чувственным и рациональным началом? Вполне возможно. 

И если это так, то у нас тоже есть шанс обрести свое равновесие.

 

ЕСЛИ ХОТИТЕ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В ТАНЦАХ, ПЕРЕХОДИТЕ ПО ССЫЛКЕ И ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА ПРОБНЫЙ УРОК  https://prodvizhenie26.ru/page/shedule/

 

 

dashamail = window.dashamail || function() { dashamail.queue.push(arguments); }; dashamail.queue = dashamail.queue || []; dashamail('create');